Какие автомобили подешевеют и как успеть их купить

26.04.2022

На российском авторынке возникло некоторое оживление — снижаются цены на машины с пробегом, постепенно фиксируются цены и на новые авто. Однако эксперты считают, что эта тенденция продлится недолго. К концу года автомобили могут подорожать еще примерно на 15-20%.

Согласно данным Росстата, с начала года и до середины марта новые автомобили рекордно подорожали. Отечественные модели прибавили в цене 21%, иномарки — 29%. В начале марта рост цен оказался рекордным — около 40%. Традиционно за обновлением прайсов в сегменте новых авто активизировался и вторичный рынок — владельцы увеличили стоимость своих автомобилей, выставленных на продажу, на 10-30%.

"Вместе с тем, параллельно с укреплением рубля цены в обоих сегментах начали снижаться", — утверждает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

На рост цен на новые и подержанные автомобили с начала года повлияли традиционная ежегодная инфляция, нестабильность курса валют. Так, в начале января доллар стоил 74,2 рубля, в начале февраля — уже 77,4 рубля, а после обострения геополитической ситуации дошел до 120,3 рублей.

"Валютная составляющая всегда играла важную роль в ценообразовании автопрома, поэтому рекомендованные розничные цены на автомобили лихорадило три месяца подряд. Это сделало покупку автомобиля у дилера практически невозможной для многих россиян, что привело к повышенному спросу на вторичном рынке", — объясняет Мигаль.

Усугубили ситуацию и возросшие до 20% ставки по кредитам. 

В апреле курс рубля выровнялся по отношению к доллару, и цены на новые авто стали не такими "космическими". Умерили свои аппетиты и продавцы вторичного рынка, ведь спрос на автомобили с пробегом по завышенной стоимости значительно сокращался.

ПОДЕРЖАННЫЕ ДЕШЕВЕЮТ ПЕРВЫМИ

От пиковой стоимости начала марта подержанный автотранспорт уже потерял не менее 10%, рассказывает специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов.

Причины этого, по мнению эксперта, — крайне большие аппетиты продавцов, выросшие за два года чуть ли не в полтора раза, а также банальное отсутствие спроса, в том числе и на кредиты. Так, за март количество автокредитов снизилось на 77% из-за резко возросших ставок и ухода с рынка западных автопроизводителей.

В ближайшие месяц-два можно будет получить дисконт в 20% от текущей цены подержанных авто, если торговаться, полагает эксперт.

Генеральный директор ГК АВТОDОМ Андрей Ольховский согласен, что этот рынок перегрет на 15-25%. Поэтому авто с пробегом продолжат дешеветь, уверен он.

Что касается новых автомобилей, то здесь ситуация не так однозначна. Подорожание спровоцировано дефицитом авто, но этот фактор постепенно сойдет на нет. Снижение цен у западных автоконцернов начнется после хотя бы примерного понимания сроков возвращения компаний в Россию. Они не будут задирать цены на новые авто, стремясь компенсировать упущенную прибыль. Но текущие цены на остатки складов европейских автопроизводителей все равно не останутся такими, какие они есть, считает Вавилов.

У азиатских производителей большее значение имели проблемы с логистикой и некоторый рост спроса в середине февраля из-за панических настроений у покупателей. 

Ольховский вовсе не ждет обвала цен на новые автомобили, по его словам, их стоимость "никогда не снижалась". "Именно эмоциональность ожидания снижения цен сейчас тормозит спрос", — считает он.

ВПЕРЕДИ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

Реальность обвала цен на автомобили вызывает большие вопросы и у автоэксперта Егора Васильева. Дело том, что авто не является простым товаром, стоимость которого определяется исключительно рыночной конъюнктурой. Процесс создания современного автомобиля очень тесно связан с состоянием мировой экономики, работоспособностью глобальных логистических и экономических связей. И нарушение той же цепочки поставок в самых незначительных мелочах немедленно вызывает кризис, объясняет он.

Так из-за кризиса, вызванного недостатком чипов, возникли сложности c производством автомобилей, дефицит их предложения на рынке. И чтобы компенсировать свои потери во всей цепочке сбыта, автопроизводители стали поднимать цены. Все эти проблемы никуда не делись, и вполне могут растянуться на годы. Уже более 20 автопроизводителей приостановили поставки новых авто и комплектующих в Россию.

"Ясно одно: нас ждёт период турбулентности, во время которого автопроизводители — даже весьма успешные — будут переходить в режим выживания. А это всегда приводит к тому, что большую часть своих финансовых проблем они начинают перекладывать на покупателей", — рассуждает Васильев.

ТРЕНД НА ПОВЫШЕНИЕ 

Перечисленные факторы позволяют предположить, что тенденция снижения цен на новые и подержанные автомобили на российском рынке сохранится ненадолго, признает Мигаль.

По его мнению, дефицит моделей в сегменте новых авто и с пробегом приведет к росту цен, особенно на иномарки брендов, решивших временно "заморозить" партнёрство с российским авторитейлом.

Пока, по его прогнозам, все идет к тому, что к концу 2022 года рост цен на автомобили может составить еще около 15-20%.

Глобальный тренд на повышение стоимости покупки и владения автомобилем продолжится, уверен и Васильев. Хотя незначительные колебания цен в сторону уменьшения после стабилизации политической ситуации тоже возможны.