Что такое аквапланирование, чем опасно и как его избежать

25.08.2024
347240514184355.jpg

Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM

Приближается осень, а вместе с ней и дождливая погода. Согласно статистике, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в дождь и на мокром асфальте, чему причиной является аквапланирование. Рассказываем о причинах возникновения опасного эффекта, как его избежать, и что делать, если вы уже “плывете” по дороге.


Эффект аквапланирования возникает из-за формирования колесом гидродинамического клина. Перед покрышкой образуется буртик из воды, на который в итоге колесо фактически заезжает как на горку, теряя связь с поверхностью дороги. Суть этого явления продемонстрирована на иллюстрации ниже.

26335e5216.png

Это приводит к тому, что неосторожное нажатие на педаль акселератора или неосторожное движение рулем приведет к моментальной потере контроля над управлением авто. Доказано, что аквапланирование намного хуже езды по льду из-за того, что в первом случае авто “висит” в воздухе. Но высокая скорость движения, из-за которой вода скапливается перед колесом, не единственная тому причина.

 

Признаки аквапланирования

- Слабая и неточная реакция машины на управляющие действия. При полном «взлете» над дорогой контролировать автомобиль почти невозможно. При этом руль становится неестественно легким.

- Возможно возникновение вибраций, когда протектор то всплывает, то снова обретает контакт с асфальтом.


Стоит отметить, что, несмотря на вполне четко описанные «симптомы», в подавляющем большинстве случаев эффект аквапланирования возникает на несколько секунд, или даже долей секунд. Чаще всего неопытный водитель даже не успевает понять, что произошло, и как надо было действовать в сложившейся ситуации. Подробнее об этом будет сказано далее.

 

Факторы, влияющие на возникновение аквапланирования

347240514253342.jpg

Фото: Mr Twister / Shutterstock / FOTODOM

- Скорость. Как мы отметили выше, это является решающим условием для формирования эффекта.

- Износ шин. Второй по порядку, но не по значимости фактор. Остаточная глубина протектора важна для противостояния аквапланированию в неменьшей степени, чем скорость движения. Новая покрышка «взлетит» над лужей при значительно большей скорости, чем старая лысая резина.

- Рисунок протектора. Форма и количество водоотводных канавок прямо влияет на риск возникновения аквапланирования. Некоторые производители в отдельных моделях своих шин специально акцентируют внимание на выраженные дождевые свойства резины.

- Толщина и площадь водяного слоя на асфальте. Конечно, при едва различимой влажности полотна аквапланирования не возникнет. В отличие от хорошей объемной лужи на каком-нибудь широком скоростном шоссе.

 

Что делать при аквапланировании

347240514228407.jpg

Фото: Ivan Kurmyshov / Shutterstock / FOTODOM

Исходя из сказанного выше, становится понятно, что первым делом необходимо снизить скорость. Причем если ситуация более-менее контролируема (машина движется прямо, а препятствий впереди нет), лучше просто плавно отпустить газ.

Долго двигаться накатом на подушке гидродинамического клина автомобиль не сможет, даже если скорость велика. А вот резкое нажатие на тормоз, несмотря на наличие ABS и ESP, не гарантирует сохранение контроля. То есть, когда машина уже «взлетела», попытка резко замедлиться чревата потерей управления и заносом.

 

Как избежать аквапланирования

347240514273442.jpg

Фото: Mr Twister / Shutterstock / FOTODOM

Перечисленные далее рекомендации помогут снизить вероятность аквапланирования. Все они являются логическим продолжением описанных ранее факторов возникновения этого крайне опасного явления.

- Выбирать скорость следует исходя из дорожных условий. Правило донельзя банально, но все так же очевидно: чем ниже скорость – тем меньше рисков «словить» аквапланирование. Да и вообще любую критическую ситуацию. 

- Следить за состоянием протектора. Согласно Правилам, для легковых автомобилей остаточная высота должна составлять не менее 1,6 мм. И конечно, руководствоваться следует, прежде всего, здравым смыслом, не доводя износ до абсолютного минимума.

- Обращать внимание на модель приобретаемой резины. Так, если автомобиль эксплуатируется преимущественно в регионе с частыми дождями, имеет смысл озаботиться выбором резины с выраженным дождевым рисунком. 

- Заранее прогнозировать дорожную обстановку. Например, если на скорости под сотню на горизонте появилась большая лужа, не стоит оттормаживаться прямо перед ней. Разумно замедлиться заранее и пройти опасный отрезок медленно, не создавая аварийную ситуацию для себя и других участников.