Ежедневно с 08:00 до 20:00
Эффект аквапланирования возникает из-за формирования колесом гидродинамического клина. Перед покрышкой образуется буртик из воды, на который в итоге колесо фактически заезжает как на горку, теряя связь с поверхностью дороги. Суть этого явления продемонстрирована на иллюстрации ниже.
Это приводит к тому, что неосторожное нажатие на педаль акселератора или неосторожное движение рулем приведет к моментальной потере контроля над управлением авто. Доказано, что аквапланирование намного хуже езды по льду из-за того, что в первом случае авто “висит” в воздухе. Но высокая скорость движения, из-за которой вода скапливается перед колесом, не единственная тому причина.
- Слабая и неточная реакция машины на управляющие действия. При полном «взлете» над дорогой контролировать автомобиль почти невозможно. При этом руль становится неестественно легким.
- Возможно возникновение вибраций, когда протектор то всплывает, то снова обретает контакт с асфальтом.
Стоит отметить, что, несмотря на вполне четко описанные «симптомы», в подавляющем большинстве случаев эффект аквапланирования возникает на несколько секунд, или даже долей секунд. Чаще всего неопытный водитель даже не успевает понять, что произошло, и как надо было действовать в сложившейся ситуации. Подробнее об этом будет сказано далее.
- Износ шин. Второй по порядку, но не по значимости фактор. Остаточная глубина протектора важна для противостояния аквапланированию в неменьшей степени, чем скорость движения. Новая покрышка «взлетит» над лужей при значительно большей скорости, чем старая лысая резина.
- Рисунок протектора. Форма и количество водоотводных канавок прямо влияет на риск возникновения аквапланирования. Некоторые производители в отдельных моделях своих шин специально акцентируют внимание на выраженные дождевые свойства резины.
- Толщина и площадь водяного слоя на асфальте. Конечно, при едва различимой влажности полотна аквапланирования не возникнет. В отличие от хорошей объемной лужи на каком-нибудь широком скоростном шоссе.
Исходя из сказанного выше, становится понятно, что первым делом необходимо снизить скорость. Причем если ситуация более-менее контролируема (машина движется прямо, а препятствий впереди нет), лучше просто плавно отпустить газ.
Долго двигаться накатом на подушке гидродинамического клина автомобиль не сможет, даже если скорость велика. А вот резкое нажатие на тормоз, несмотря на наличие ABS и ESP, не гарантирует сохранение контроля. То есть, когда машина уже «взлетела», попытка резко замедлиться чревата потерей управления и заносом.
Перечисленные далее рекомендации помогут снизить вероятность аквапланирования. Все они являются логическим продолжением описанных ранее факторов возникновения этого крайне опасного явления.
- Выбирать скорость следует исходя из дорожных условий. Правило донельзя банально, но все так же очевидно: чем ниже скорость – тем меньше рисков «словить» аквапланирование. Да и вообще любую критическую ситуацию.
- Следить за состоянием протектора. Согласно Правилам, для легковых автомобилей остаточная высота должна составлять не менее 1,6 мм. И конечно, руководствоваться следует, прежде всего, здравым смыслом, не доводя износ до абсолютного минимума.
- Обращать внимание на модель приобретаемой резины. Так, если автомобиль эксплуатируется преимущественно в регионе с частыми дождями, имеет смысл озаботиться выбором резины с выраженным дождевым рисунком.
- Заранее прогнозировать дорожную обстановку. Например, если на скорости под сотню на горизонте появилась большая лужа, не стоит оттормаживаться прямо перед ней. Разумно замедлиться заранее и пройти опасный отрезок медленно, не создавая аварийную ситуацию для себя и других участников.